Дисбактериоз, колики, ММД: диагнозы, которых не существует

Есть масса диагнозов, которые существуют только на постсоветском пространстве — и нигде больше. Чаще всего встречаются у детей два — дисбактериоз и минимальная мозговая дисфункция. О том, от чего не стоит лечить детей.

Что такое ММД
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это очень «модный» диагноз сейчас. Он широко использовался на Западе в 80-х годах и ставился детям с гиперактивностью. Сегодня во всем мире знают этот диагноз как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У нас же диагноз ММД используется как удобная возможность поставить диагноз, когда врач на самом деле диагноза не имеет. В итоге он ставится при любых непонятных ситуациях.

А раз есть диагноз — его же надо лечить! И среди часто назначаемых лекарств у нас — препараты на основе фенибута, гопантеновой кислоты, цитиколина. Ни один из этих препаратов ни здоровым детям, ни детям с диагнозами нигде в мире не применяется!

Но диагноз ММД ставится ребенку, когда он уже подрос, и есть проблемы с вниманием, поведением. Но упомянутые лекарства часто назначают детям почти с рождения. Почему? Из-за постулата «Сейчас здоровые дети практически не рождаются».

Раньше было как? Ребенок рождался, и все знали, что новорожденный будет в позе боксера, у него будут сжаты кулачки, приведены ручки-ножки, и он будет весь трястись (тремор). В справочнике неонатологии 1987 года написано, что сгибательная поза — это норма, синюшность вокруг рта — может быть вариантом нормы, мраморность кожных покровов — вариант нормы, тремор конечностей и подбородка — это норма до 4-6 месяцев.

А сейчас как? Вот родился ребенок, его оценили в 8-10 баллов по шкале Апгар, он прекрасно пошел к груди. В возрасте одного месяца его отнесли в поликлинику, и внезапно выяснилось, что у ребенка — гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Откуда оно взялось? «Видимо, у вас что-то было внутриутробно, — говорят маме. — Вам же ставили диагноз угрозы прерывания? Ставили, матка же была в тонусе».

Заграничные специалисты из-за такого над нами смеются, но это не смешно! Потому что в результате ребенок начинает получать список лекарств, который мы уже обсудили. А мама начинает считать, что ее ребенок реально болен. И дальше все процессы роста, все так называемые транзиторные состояния трактуются с этих позиций: у ребенка колики — значит, головка болит; ручки не разжимаются или наоборот ручки все время разжаты — значит, какая-то патология.

После первого этапа — признания, что у всех нужно искать диагнозы, — начинается следующий этап: «А давайте мы вас пообследуем». Я называю это «попасть в систему». Ребенка начинают водить на какие-то обследования — УЗИ, анализы и так далее, — и обязательно кто-то что-то находит.

Поймите, не надо идеализировать исследования и анализы. Сами по себе анализы не могут служить критерием диагностики — только в комплексе с историей болезни и симптомами.

Часто ко мне приходят родители и говорят: мы сдали анализы, и там что-то не то. Я отвечаю: «Давайте я посмотрю бумаги позже. Расскажите мне, что с ребенком». Часто вопрос даже не понимают: «Мы же анализы сдали — зачем что-то рассказывать?». Потом начинаешь интересоваться историей болезни и жизни ребенка, и оказывается, что анализы надо или пересдать, или выбросить, потому что они никак не относятся к тому состоянию, которое с ребенком. Но у нас история болезни часто уходит на второе-третье-пятое место, потому что фокус идет на лечение симптомов и быстрое избавление от них.

Дисбактериоз и пробиотики
Как мир развивается в плане понимания дисбактериоза? Ученые знают, что микрофлора организма — это очень важная часть нашего человеческого здоровья и поддержки иммунной системы в рабочем состоянии. В одном кишечнике живет больше тысячи видов бактерий и микроорганизмов. Если взвесить все микробы, которые человек носит в себе и на себе, — это может быть от полукилограмма до полутора килограммов!

Кто-то сказал классную фразу: микробы человеческого организма являются бесплатным тренажером для иммунной системы. Это очень важно.

Но состояние микробной флоры очень сильно зависит от вашего образа жизни, от образа питания, от состояния опять же иммунной системы. И это динамичный процесс. Надо понимать, что если вы станете вегетарианцем, то характеристики вашей флоры изменятся. Если вы — мясоед, то они будут совершенно другими. Есть серьезные исследования по этому поводу, их много.

Но, к сожалению, на сегодня нет ни одного исследования, которое бы сказало, что при помощи препарата микрофлоры можно излечить астму, или атопический дерматит, или язвенный колит. Да, есть данные, что если вы даете пробиотики во время острой вирусной кишечной инфекции, то продолжительность диареи сокращается на полсуток-сутки. На этом — всё.

Ни один протокол не говорит о том, что прием антибиотиков обязательно нужно сопровождать приемом пробиотиков. То есть важность микробов для человеческого организма доказана. А эффективность пробиотиков — пока нет.

Но у нас есть определенного рода традиция… Если же мы с вами почитаем современную западную литературу, там рекомендуется принимать то, чего не было раньше, — либо йогурт со свежими микробами, либо пробиотики, которые покупаются не в аптеках, а в отделах с пищевыми добавками.

Но в то же время хочу подчеркнуть, что в целом пробиотики — не вредны.

Еще один вопрос — прием противогрибковых препаратов параллельно с антибиотиками. Это тоже необязательно. Противогрибковые препараты нужны, только если организм ослаблен и только если антибактериальная терапия по длительности превышает средний курс приема.

Колики, срыгивания и стул у ребенка первых месяцев
Давайте вернемся к тем состояниям у детей, которые не требуют лечения и применения препаратов.

Во-первых, это колики. Состояние, о причинах которого ничего неизвестно. Как правило, оно не поддается медикаментозному лечению — при коликах не помогают ни укропная вода, ни симетиконы. Если ребенок успокаивается сразу или в течение 15 минут после приема, к примеру, эспумизана — то, скорее всего, причина во вкусе препарата: сладкое обладает обезболивающим эффектом. Поймите, что даже просто в желудке препарат находится как минимум 40 минут — это время до того, как он начнет действовать.

Во-вторых, хочу поднять вопрос стула у грудных детей. Общее правило: если ребенок прибавляет в весе, то цвет и кратность стула могут не иметь никакого значения. Если имеет место действительно патологический процесс, то ребенок не будет набирать вес. Но с врачом обсудите свои опасения, особенно если в стуле кровь.

В-третьих, срыгивания. То же самое: они могут считаться проблемой, если влияют на динамику прибавления веса. Часто нетяжелый желудочно-пищевой рефлюкс является вариантом нормы и нуждается исключительно в таких технических вещах, как приподнять ребенку голову, поносить вертикально, подложить что-то под матрас, чтобы ребенок все время находился с приподнятой головой. Очень часто этого достаточно, чтобы ребенок перестал срыгивать. Если не перестал — подключаем антирефлюксные смеси, но это уже с врачом.